меню

Запускаем новую услугу - хорсшеринг (horsesharing).
Как с автомобилями, только с лошадьми :)

Вы можете взять лошадь на совладение и при этом получить недорогое обучение нашим тренером.

Одна лошадь сдаётся несольким людям, стоимость аренды в месяц составляет 3500 рублей.

Дополнительно оплачивается работа тренера: 700 рублей за академический час верховой езды, а теоретические занятия от 0 до 500 рублей.

Подробнее

Байга

Байга — это конный вид спорта традиционный для тюркских народов. В более широком смысле, Байга — это комплекс спортивных состязаний, который включает в себя верховую езду, стрельбу и борьбу.

Байга возникла благодаря кочевому образу жизни тюркских народов (казахов, башкиров, татар и т.д.). Согласно некоторым наблюдениям, можно заключить, что формирование этого вида конного спорта было хаотичным и имело локальный характер. Об этом говорят многочисленные различия в сводах правил этого соревнования в разных местах.

Байге — конный вид спорта

Байга, или Байге (пер. конные скачки у казахов) как конный вид спорта представляет собой комплекс соревнований в беге на длинные или короткие дистанции по гладкой или пересечённой местности.

Распространено мнение, что Байга — это конные скачки, однако понятие Байга намного шире, поэтому мы попробуем более чётко сформулировать определение и выделить различные виды конных соревнований, которые подпадают под это определение.

Прежде всего, Байга — это вид конного спорта, в котором могут участвовать не только чистокровные скакуны, но и животные, не обладающие качествами чистокровных скакунов. Для участия в данном виде состязаний родословная лошади не играет большого значения — животному не обязательно иметь паспорт. Однако, если скакун имеет хорошую родословную и в будущем предназначается для участия в племенной работе, то успешное выступление на соревнованиях играет большую роль в дальнейшей судьбе скакуна. Более того, стоит отметить, что для участия в этом виде спорта требуется большая выносливость лошади, поэтому к участию в Байге обычно не допускаются чистокровные скакуны, так как они не обладают теми качествами, которые имеют традиционные для тюркских народов породы лошадей, более выносливые ввиду своей генетической близости к своим диким предкам.

В состав Байги входят:

Приводя данную классификацию видов конных спортивных состязаний, входящих в программу Байги, мы постарались избежать распространенных ошибок, встречающихся при более узком толковании Байги в словарях и энциклопедиях, и обратились к оригинальным работам, посвященным этому виду конных состязаний. Для более точного определения Байги как вида спортивных конных состязаний, необходимо раскрыть основные правила каждого из перечисленных видов состязаний.

Алман байга

Говоря о Байге, большинство исследователей подразумевает именно Алман байгу. Алман Байга — это вид скачек по пересечённой или ровной местности, в которых принимают участие лошади старше 5-ти лет. Протяжённость дистанции колеблется от 9–12 км, до бесконечности: в истории был прецедент проведения Алман Байги на дистанцию в 6000 км.

Алман Байга — это состязание на выносливость лошадей и наездника. Однако, в этом виде спорта проявляют своё мастерство не только они: прежде всего, заслуга успешного участия в скачках ложится на коневода — атбеги; так же играет важную роль человек, ухаживавший за лошадью — бапкер. Бапкер занимается также тренировкой лошади и наездника. Лошадь, наездник, бапкер и атбеги — это четыре составляющих успеха в Алман Байге.

Тай жарыс

Тай жарыс — состязание, в котором принимают участие дети 7-8 лет на двухгодовалых лошадях.

Тай жарыс — это соревнование на выносливость, определяющее потенциал лошади.

Тай жарыс — это скачки на дистанции 5-7 км.

Кунан жарыс

Кунан жарыс — это скачки на небольшие расстояния на трёхгодовалых лошадях, которые проводились традиционно до Алман Байги и имели целью воспитание силы духа подрастающего поколения как лошадей, так и наездников.

Донен жарыс

Чтобы участвовать в Алман Байге, необходимо было сначала пройти испытание Донен жарыс. В испытании принимали участие отборные скакуны от 4-х лет.

Жорга жорыс

Это испытание иноходцев на короткой дистанции. Лучший иноходец — сужорга — это тот, который словно летит по воздуху и не переходит на галоп. Такой иноходец очень ценен и стоит дорого, именно про сужоргу говорят в Казахстане, что на нём можно промчаться, не расплескав кумыс.

Аударыспак

Это борьба на лошадях одной весовой категории (выделяют всего 3 весовых категории). Проигрывает тот наездник, который выпадает из седла.

Кыз куу

Кыз куу — это игра "догнать невесту". Эта игра носила и сохраняет до сих пор важное культурное значение для казахов и киргизов. В ходе соревнований жених давал фору невесте. Отпустив невесту на достаточное расстояние, жених устремлялся за ней и должен был догнать ее, прежде чем она пересечет черту, отмеченную столбом. Если невеста первая пересекала финиш, то она разворачивалась и на обратном пути била жениха. Это считалось проигрышем. Если жених проиграл, невеста обладала правом отказать жениху, если же жених побеждал, то он мог вступить в брак с невестой без выкупа для родителей. Сейчас этот вид состязаний частично утратил своё значение и победителю просто вручается ценный приз. Немногим из девушек хватило бы духу участвовать в этом виде состязаний, а мужчинам проигравшим в схватке грозил бы неизгладимый позор.

Тенге алу

Игра в которой показывает своё мастерство наездник. Суть соревнования в том, чтобы на скаку подобрать узелок с деньгами. Раньше вместо узелка монеты просто рассыпали по полу. У этой игры есть и другие названия, например Кумыс алу (есть предполажение, что наградой в Кумыс алу являлся одноименный напиток).

Кокпар

Суть игры в том, чтобы подобрать козла с земли и доскакать с ним до условного дома, где победители устроят после празднование в честь победы. Классифицируется на Дода и Жеке тырыс. Дода — это командный вид соревнований на лошадях, в то время как в Жеке тырыс каждый играет сам за себя.

Курык саду

Суть соревнования заключается в том, чтобы ловко отловить строптивую лошадь из табуна, накинув ей на шею петлю, приделанную к шесту.

Сайыс

Это старинный вид состязаний, представляющий собой игровую форму военных состязаний на конях с применением пик в качестве спортивных снарядов.

Жамбы

Стрельба из лука на скаку.

 

Таким образом, мы перечислили все основные и второстепенные виды конных состязаний, подходящих под определение Байги, но чтобы сделать окончательный вывод, давайте обратимся к истории и постараемся понять истинное значение этого спорта, поскольку для Байги характерны не только спортивные черты: она включает в себя также важные обрядовые и культовые элементы культуры тюркских народов.

Байгa как культурный феномен

Байгa как культурный феномен зародилась среди традиций, обычаев и обрядов тюркских кочевых народов. Многие из них вели кочевой образ жизни вплоть до XX века, а некоторые продолжают и до сих пор.

Стоит отметить, что программа соревнований в настоящий момент зависит по большей части от прихоти организатора, в прошлые же времена комплекс соревнований представлял собой более разрозненную картину: те или иные соревнования проводились по определённым случаям и были приурочены к важным для всего племени событиям.

Есть целый ряд гипотез и предположений о том, что это были за события:

  • Рождение ребенка

  • Рождение ребёнка — это значимое событие для всей семьи, для всего племени. С самого рождения, принято считать, ребёнок–мужчина должен был впитать в себя те качества, которые были необходимы для его успешной реализации в среде кочевого племени. По этой причине рождение ребёнка сопровождалось праздником по случаю рождения ребёнка, тоем, на котором в числе многих мероприятий проводились и конные состязания. Комплекс конных соревнований мог быть самым разнообразным и мог включать в себя комплекс соревнований на силу, выносливость, военное мастерство.

  • Формирование личности ребенка

  • Взросление ребёнка — это не менее радостное событие. На этом этапе ребёнку необходимо было показать пример, согласно которому должен был формироваться его дальнейший жизненный путь. Обычно родители раздавали щедрые дары старейшинам рода и подавали ребёнку пример, поощряя победителей конных соревнований ценными призами. Уже на этом этапе, доказывается тот факт, что образующей средой Байги была среда, в которой был избыток благ, однако это совсем не говорит о том, что участники соревнований должны были принадлежать к богатому роду. Напротив истинными героями соревнований становились заинтересованные в ценных призах молодые люди на лошадях. Логично предположить, что вов ремя соревнований выявлялись сильные воины, хорошие коневоды, а также выявлялись быстрые лошади, которые впоследствии могли бы сослужить службу богатому роду в их повседневной кочевой деятельности. Ну и, конечно, большим значением обладал момент, когда молодой человек в первый раз садился на лошадь. В этот момент он приобретал права настоящего мужчины, и выявлялись его сильные и слабые стороны. Ему подбирали хорошего коня, который мог бы прослужить ему долгое время во время длительных переходов или военных испытаний. И здесь, как нигде, важное значение имели такие соревнования как Кунан Жарыс. Молодые мужчины имели возможность проявить себя, участвуя в состязании, которое позволяло также выявить лучших трехгодовалых лошадей в табуне.

  • Свадьба

  • Многие увеселительные соревнования на лошадях, такие как Кумыс алу, могли бы служить замечательным увеселением для всех, как и прочие конные игры. Что касается Кыз куу — корни этого соревнования (погоня за невестой), скорее всего лежат в глубокой древности, когда женщины были воинами и предъявляли особые требования к своим избранникам, со временем этот вид состязаний принял несколько иную форму. Как поэтично это выглядит, когда невеста на заранее выигрышном скакуне, великодушно уступает своему жениху, лишь бы быть с ним вместе.

  • Смерть старейшины

  • Без скачек не обходилось ни одно важное событие, но самым значимым событием была смерть, особенно смерть старейшины — самого важного человека в роду.

    Cмерть общественно значимой фигуры, обладающей значительной властью и материальными благами, вела за собой возможность вооружённого конфликта и могла вызвать множество разногласий. По этой причине на срок от 3 до 7 дней собиралось большое количество первостепенных и второстепенных родственников главы рода, которые не особо беспокоились о покойном. Ведь даже сын от невестки в роду не считался среди казахов прямым потомком и наследником, т.к. было принято жениться на женщинах из другого рода, что чревато последствиями, плохо отражающимися на состоянии семьи, если её ребёнок будет обладать правами наследника по мужской линии. Скорее всего, этот обряд был связан с распределением ролей и наследства покойного. В ходе же Байги происходил раздел власти и имущества в состязательной форме вместо военной. Общение решение могло быть принято на основе состязания между лучшими воинами родов.

  • Разделение наследства

  • Среди главных соревнований в ходе погребальной процессии —ас— проводилась Алман Байга — забеги на длительные дистанции. Не исключено, что через это состязание решалась судьба рода, а возможно отбирались лучшие лошади покойного, которые после распределялись между его наследниками, согласно их значимости. С другой стороны возможно это как-то говорит о том, что смерть главы рода предзнаменовала дальний переход, где потребуются выносливые лошади. На ас созывались все родственники, число которых порой доходило до 15 000! Байга также являлась в некотором роде подготовкой к военному походу, так как смерть главы рода — это момент в который род становится уязвимым перед врагами, т.к. он практически парализован, ведь вся власть в роду принадлежит самым почитаемым и старым мужам.

    Кокпар — ещё одно из традиционных состязаний для ас. Деление туши козла с одной стороны представляет собой своего рода решение спорных вопросов относительно имущества, но с другой стороны, это может быть так же связано с древними анимистическими поверьями тюркских народов. А возможно это действие должно воспитывать командный дух и по некоторым сведениям ассоциировать всадников с дикими волками.

  • Наурыз

  • Есть ещё один важный древний праздник Наурыз, который традиционно отмечается казахами в день весеннего солнцестояния. Этот праздник сопровождался бурным весельем, угощениями и Байгой. В этот момент раскрывается окончательный истинный смысл Байги. Наурыз предзнаменовал переход с зимней стоянки на летнюю, такие же торжества устраивались перед переходом обратно на зимнюю стоянку.

    Истинный смысл Байге

    Байга в настоящее время представляет собой обширную программу конно-спортивных соревнований, которые утратили своё истинное значение, и имеют архаические черты. В то же время Байга несёт в себе важную культурную и историческую информацию о той среде, в которой зародился этот вид конного спорта. Байга — это связующая нить между времён, которая позволяет исконно кочевым народам определить своё место в истории и культуре мира.

    Истинные функции Байги утрачены нынешними поколениями, ввиду изменений исторического культурного и бытового образа жизни народов мира.

    Согласно описанной картине Байга носила воспитательный характер для молодого поколения, выполняла важную функцию подготовки к военным действиям, большим переходам, способствовала разделу имущества, разрешению конфликтов и отбору лучших наездников, воинов и лошадей.

    Вступайте в нашу группу вКонтакте, либо в телеграм канал. Мы размещаем новости редко и по делу, а ещё они все интересные и с красивыми фотографиями. :)